Оператор персональных данных — это любая организация или физическое лицо, которые обрабатывают персональные данные и определяют цели этой обработки, состав данных и операции с ними.
Проще говоря, оператором персональных данных является практически любая организация, обрабатывающая персональные данные, даже если это только данные собственных сотрудников. Сюда относятся и владельцы интернет-сайтов, собирающие информацию, по которой можно идентифицировать человека (например, интернет-магазины).
С 1 сентября 2022 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь операторы, обрабатывающие персональные данные, должны уведомлять Роскомнадзор о начале или осуществлении такой обработки, если они не подпадают под исключения, перечисленные в ч. 2 ст. 22 данного закона. Нарушение этих требований может привести к серьезным штрафам.
Обработкой персональных данных считается любое действие с информацией, позволяющей идентифицировать конкретного человека. В онлайн- и офлайн-среде это может включать:
P.S. Панели вебмастеров, например Яндекс.Вебмастер, Google Search Console - не собирают данные посетителей сайтов, это не считается обработкой ПД.
Если оператор персональных данных не зарегистрируется в Роскомнадзоре как ОПП (оператор персональных данных) или нарушит требования законодательства, возможны штрафы.
С 30 мая 2025 года увеличатся штрафы за несвоевременное представление уведомлений в Роскомнадзор:
Кроме того, за повторные нарушения сумма штрафов может увеличиваться, а в ряде случаев деятельность компании может быть временно заблокирована.
Трансграничная передача персональных данных — это передача персональных данных на территорию иностранного государства - органу власти этого государства, иностранному физическому или юридическому лицу.
Если ваш сайт или бизнес использует иностранные сервисы для обработки данных (например, Google Analytics, Facebook Pixel, иностранные CRM-системы), необходимо учитывать требования к трансграничной передаче персональных данных.
Роскомнадзор не запрещает использовать Google Analytics, а лишь требует от владельцев сайтов проинформировать ведомство о его использовании.
Согласно закону, нельзя передавать ПД (т.е. использовать Google Analytics) до того, как подано уведомление. Учитывая, что Google Analytics используется всеми и повсеместно, алгоритм действий, которые необходимо предпринять, выглядит так:
Использование зарубежных сервисов без соблюдения этих требований может привести к штрафам и ограничениям на работу с данными.
Соблюдение этих правил позволит избежать штрафов и обеспечит законную работу с персональными данными клиентов.