Интернет-Портал предоставляет пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках единого сайта.
Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, которые помогают пользователям в поиске нужной информации через Интернет. Такие порталы представляют информацию из разных источников или тем объединенным способом и также называют навигационными сайтами.
Все порталы выполняют функции поиска, а также, предоставляют Интернет-сервисы, например: электронная почта, лента новостей и т.д.
Идея работы портала - создание или представления крупнейшей массы Интернет-сервисов, которыми бы можно было привлечь к себе такое количество пользователей-посетителей, которая будет постоянно пополняться и увеличиваться.
Интенсивному развитию порталов способствует ряд программных продуктов (портальные решения), позволяющие объединить в единое пространство информацию из разных источников. Такие решения связаны, в частности, с:
Горизонтальный портал (или универсальный портал, портал общего характера) - это портал, охватывающий много тематик, представляет набор сервисов (обслуживающих, по возможности, все темы) и ориентирован на максимально широкую аудиторию, на максимальный охват ее интересов. Наиболее известные горизонтальные порталы.
Такие порталы, как правило, сочетают в себе различные функции, предлагают разноплановое содержание (контент) и разнообразные сервисы (новостные, финансовые, развлекательные, игровые и т.д.).
Вертикальный портал - это портал узкой тематической направленности, предоставляющий различные сервисы для пользователей сети по определенным интересам и ориентированный на полный охват тематики или области деятельности.
Если тематика вертикального портала довольно интересная, вокруг него может сложиться так называемое «сообщество» (community) - более или менее постоянная группа лиц, что, например, систематически общаются между собой в чате такого портала.
Смешанный портал - портал, который совмещает в себе функции электронной торговли и классические справочные сервисы. Примерами таких порталов является интернет-магазины. Также смешанными порталами считаются такие вертикальные порталы, которые начинают заниматься бизнесом в своих специализированных разделах.
Корпоративный портал - совокупность информационных систем и баз данных предприятия, организации или учреждения, представленная в сети Интернет.
Корпоративный портал предоставляет сотрудникам компании (ее постоянным партнерам) строго персонифицированный вход в ее автоматизированную систему управления (информационную систему подготовки принятия решений, экспертную систему, систему совместной работы, систему управления бизнес-процессами и т.п.).
Порталами часто "называют себя" просто большие сайты с разветвленной внутренней структурой и большим количеством ссылок. Однако если большая часть этих ссылок - внутренние (такие, которые отправляют пользователя на другую страницу этого же сайта), то называть такой сайт Интернет-порталом неоправданно.